Главная Архив новостей

Члены Ассоциации

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Участники ассоциации

Партнёры

Баннер
Баннер
Новостная лента
РЕЗОЛЮЦИЯ XI Всероссийского банковского форума Нижний Новгород 26 - 27 августа 2010 года «Перспективы банковской системы России: модель посткризисного развития» PDF Печать E-mail
01.10.2010 14:14

 

Оценка ситуации

Итоги первой половины 2010 года свидетельствуют, что экономика России не оправилась от последствий кризиса.

Аналогичная ситуация сохраняется и в банковской системе: рост кредитного портфеля идёт гораздо меньшими темпами, чем ожидалось ранее. Кредитование продолжает стагнировать. За шесть месяцев текущего года кредитный портфель российской банковской системы увеличился на 2,6%, но его качество продолжает ухудшаться: растут просроченная задолженность и резервы на возможные потери по ссудам (рост  с начала года на 8,8% и 9,3% соответственно).

Вместе с тем следует отметить, что намечается смена кризисного тренда: после снижения объёма кредитования, наблюдавшегося в течение кризиса, а также в первом квартале 2010 года, в апреле – июне текущего года объём кредитов, предоставленных как нефинансовым организациям, так и физическим лицам, вырос (соответственно в апреле – на 1,0% и 0,9%, в мае – на 2,6% и 1,0%, в июне – на 2% и 1,6%). В июне впервые уменьшилась совокупная величина просроченной задолженности с 1109,1 млрд руб. до 1104,1 млрд руб. Впервые с начала кризисных явлений в экономике России выросла доля ссуд I категории качества. Однако рост резервов на возможные потери продолжается, причём опережающими темпами. Таким образом, утверждать об устойчивом переходе кредитования в стадию роста преждевременно.

Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что мировой кризис начинает приобретать затяжной характер, особенно с учётом проблем в ряде европейских стран. Для России, отстающей от развитых стран и в техническом развитии, и в уровне потребления это может играть крайне негативную роль.

Положение в России усугубляется тем, что существовавшие до кризиса опорные точки роста экономики, стимулировавшие спрос на кредитные ресурсы, ограничены:

·   продолжает присутствовать высокая степень неопределенности относительно направления движения цен на сырьевые товары, в том числе на энергоносители;

·   рынок жилой недвижимости находится в стагнации, цены на рынке коммерческой недвижимости значительно снизились;

·   объём сделок по слияниям и присоединениям сократился более чем вдвое, при этом компании проводят данные сделки в основном за счёт собственных, а не заёмных средств;

·   заёмщики – физические лица – стали гораздо более осторожны в обременении себя финансовыми обязательствами;

·   собственники предприятий крайне неохотно инвестируют в их модернизацию и расширение; это означает, что в перспективе экспортные доходы России, служащие локомотивом её экономического роста, могут сократиться.

 

Становится очевидным, что существовавшая до кризиса модель национального экономического развития России вряд ли сможет оставаться основой устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Бурный рост прошлых лет был основан на притоке дешёвых средств нерезидентов и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Однако сегодняшние возможности национального рынка капитала по финансированию экономических агентов крайне ограничены.

Требуется расширение внутреннего спроса на импортозамещающую продукцию. В модернизации нуждается не только производство и социальная сфера, но также и финансовая система страны.

Участники Форума отмечают, что роль российской банковской системы в национальной экономике недостаточно велика. Большинство инвестиций в основной капитал финансируются за счёт средств компаний и бюджетных ресурсов, в то время как за счёт кредитов отечественных банков обновляется менее 10% основных фондов. Нехватка доступных и долгосрочных кредитных ресурсов в экономике не позволяет проводить модернизацию, препятствует достижению стабильного и сбалансированного экономического роста.

Положение осложняется тем, что во время кризиса государство оказало селективную помощь (в первую очередь крупным банкам) и в части предоставления капитала, и в части предоставления ликвидности. Эти банки получили большие преференции, что помогло им занять большую долю рынка, но вместе с тем, на них же легли и повышенные риски.

Участники рынка считают, что эффективное распределение рисков и реальное увеличение доступности финансовых продуктов и услуг возникнет только тогда, когда возникнет реальная конкуренция на банковском рынке. Важнейшее условие для этого – равное отношение государства к кредитным организациям вне зависимости от величины собственного капитала, что уже находит отражение в законодательстве ряда стран.

 

 

Необходимый рост показателей банковской системы

Анализ ситуации показывает, что в ближайшие 3-5 лет банковской системе России для успешного развития предстоит решить следующие проблемы.

I. По улучшению финансовых показателей:

·   минимизировать негативное влияние «плохих» кредитов;

·   погасить привлечённые во время острой фазы кризиса дорогие ресурсы;

·   увеличить капитал (в том числе ряду банков до установленного законом минимально необходимого уровня);

·   создать оптимальную структуру ресурсной базы;

·   приспособиться к высокой волатильности на мировых финансовых рынках (особенно на валютном);

II. По улучшению организации работы банков:

·   найти новые направления развития бизнеса и/или принять новые стратегии развития, в том числе и на региональном уровне;

·   перестроить бизнес-процессы, существенно улучшить систему риск-менеджмента;

·   повысить производительность труда, в том числе за счёт внедрения передовых информационных систем.

 

Решение этих задач требует количественного увеличения и качественного улучшения кредитного портфеля. Именно его динамика является ключевым показателем успешности выхода российской банковской системы из кризиса. По мнению участников Форума, экономика России сможет выйти на траекторию стабильного роста в том случае, если на протяжении следующих пяти лет реальные темпы прироста основных показателей банковской системы будут составлять не менее 15% в год.

 

Динамика основных показателей банковской системы России в период 2010-2015 гг., трлн руб., в ценах 2010 г., на конец периода.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Совокупные активы

29,4

31,3

38,7

44,8

52,6

60,1

Кредитный портфель

19,9

22

28,1

32,7

39,2

45,5

Собственный капитал

4,6

5,4

6

7,3

8,7

10,1

Депозиты физлиц

7,5

8,1

9,8

11,2

13,6

15,5

Средства организаций

9,3

11

14,4

16,9

19,7

21,7

Справочно. Доля банковских кредитов в:

инвестициях в основной капитал

9,4%

9,1%

10,7%

13,3%

16%

18,3%

покупке жилья

11,9%

13,2%

18,4%

21,9%

25,5%

28%

пассивах малого и среднего бизнеса

17,8%

20,4%

23,2%

28%

30,4%

34,1%

 

Должна быть разработана государственная программа по обеспечению указанных темпов роста банковской системы.

 

Важнейшие меры по развитию банковской системы и кредитования в России

 

1. Сохранение и расширение программ рефинансирования Банка России.

Как позитивное следствие кризисных явлений следует рассматривать значительное расширение масштабов и инструментов рефинансирования со стороны Банка России. В период острой фазы кризиса и в настоящее время оно стало действенным механизмом управления ликвидностью. При этом прогнозы о том, что предоставление банкам избыточной ликвидности вызовет взрывной рост инфляции, не сбылись.

По мнению участников Форума, основной недостаток существующей системы рефинансирования заключается в том, что многие банки не имеют доступа к ней. Это вынуждает большое число банков, наученных опытом кризиса, создавать значительный запас ликвидных активов в ущерб развитию кредитования. Необходимо изменить политику Банка России по рефинансированию, переориентировав её на поддержку банков всех уровней. Банковскому сообществу необходима уверенность в том, что в случае тревожной ситуации на рынке доступ к ресурсам Банка России будет у всех кредитных организаций.

Необходимым условием для дальнейшего развития механизмов рефинансирования кредитных организаций и расширения состава активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, является стандартизация банковских продуктов (активов) с тем, чтобы они могли быть свободно проданы на рынке или предоставлены в залог по привлекаемым кредитам (в том числе по кредитам Банка России) в случае дефицита ликвидности. В отличие от ликвидных ценных бумаг банковские кредиты, относимые к ликвидным активам в целях расчёта обязательных нормативов ликвидности, весьма проблематично реализовывать на рынке, поскольку у каждого банка свои персональные требования и условия кредитования, и качество кредитных продуктов одного банка вызывает сомнения у других кредитных организаций. По таким продуктам нельзя адекватно оценить риски, определить их стоимость, следовательно, сложно их перепродать или рефинансировать. Выходом могло бы стать появление стандартных банковских продуктов (в частности, кредитов), по котором могут быть однозначно оценены риски и понятны принципы ценообразования.

Появление и использование единых стандартов к банковским кредитам будет способствовать обеспечению ликвидности указанных активов и формированию их вторичного рынка, облегчит и ускорит принятие Банком России решения о возможности включения стандартизированных активов (кредитов) в пул обеспечения по предоставляемым им кредитам, а в случае кризисных явлений позволит сохранять доверие на межбанковском рынке.

База для реализации подобного проекта уже создаётся. С 2005 года АРБ совместно с Банком России проводит работу по разработке и практическому внедрению целого ряда стандартов качества банковской деятельности. Результатом их деятельности стали 13 различных стандартов. В настоящее время актуальность повышения качества деятельности банков резко возросла. Поэтому требуется как уточнение существующих, так и разработка новых стандартов.

Особое значение процессы стандартизации могут иметь в политике рефинансирования ЦБ РФ. Соблюдаемые банками стандарты выдачи кредитов и сформированные по эти принципам портфели однородных ссуд могут в перспективе приниматься как обеспечение по предоставляемой Банком России ликвидности.

Также требуется сохранение процедуры, методики и порядка беззалогового рефинансирования банков с целью поддержки их ликвидности. При этом целесообразно выработать дифференцированные подходы в предоставлении средств федеральным и региональным банкам.

Постоянный дефицит рублёвых средств в экономике России должен сокращаться в том числе за счёт долгосрочной процентной политики, направленной на эффективное управление рыночными ставками.

Нельзя исключить, что новые витки нестабильности в связи с угрожающей экономической ситуацией в ряде стран Европы приведут к ухудшению конъюнктуры финансового рынка России. Поэтому отечественные банки должны иметь расширенный доступ к рефинансированию с целью недопущения дальнейшего сжатия кредитования.

 

2. Перестройка системы банковского надзора в сфере создания резервов на возможные потери.

Особой проблемой, препятствующей активизации кредитования, являются высокие требования по созданию резервов по активным операциям кредитных организаций. Финансовое состояние многих заёмщиков ещё не стабилизировалось именно по причине сложностей с получением долговых ресурсов. А банки неохотно их кредитуют в том числе и по причине жёстких надзорных требований. Этот порочный круг необходимо разорвать.

Несмотря на отдельные меры надзорного характера, направленные на смягчение кредитного сжатия, банки сталкиваются с ограничениями надзорного характера: чем интенсивнее заёмщик инвестирует в производство, тем хуже (согласно методологии оценки рисков) его финансовые показатели и тем больше резервов требуется создавать по подобным ссудам. В итоге получается ситуация, когда с точки зрения формирования резервов банкам выгоднее и спокойнее кредитовать не производственные предприятия, а торговые компании. Особенно остро такая ситуация складывается с предприятиями, выпускающими инновационную продукцию.

В связи с принятой программой модернизации экономики России требуется выработка принципиально новых принципов надзора за финансированием инновационных проектов. Одной из задач государственной экономической политики должно стать создание условий, реально стимулирующих инвестиционное кредитование, для всех участников – и банков, и заёмщиков.

Участники Форума считают, что методологические пути решения этой проблемы можно определить при использовании положений проекта стандарта процесса инновационного кредитования, разработанного Координационным комитетом АРБ по стандартам качества банковской деятельности.

Кроме того, целесообразно разделить банки на группы в зависимости от размеров их активов. К примеру, для малых банков, расположенных и ведущих свою деятельность вне городов федерального значения, можно снизить требования по формированию резервов при кредитовании малых и средних предприятий.

В результате многочисленных обсуждений представители банковского сообщества приходят к выводу, что действующий порядок по формированию резервов на возможные потери по ссудам (Положение Банка России №254-П) требует не просто косметической доработки, а коренного изменения его принципов, которые будут соответствовать российским реалиям в условиях посткризисной стабилизации экономики.

 

3. Развитие государственных и региональных программ по снижению кредитных рисков.

Разработка таких программ в период острой фазы кризиса, безусловно, стала большим шагом вперёд. И банки, и их заёмщики убедились, что государству небезразлична их судьба. Тем не менее, в этих программах пока ещё остаётся ряд проблем.

Большинство получателей поддержки со стороны государства не рискнули проводить технологическое обновление в период нестабильности. У кредиторов нет уверенности в том, что в случае возникновения проблем у заёмщика банки смогут быстро и с наименьшими потерями получить предусмотренную компенсацию от гаранта в лице органов государственной или региональной власти.

Эффективно механизм государственных гарантий будет работать только тогда, когда он будет побуждать к инвестициям в основные фонды, а не просто к выживанию в период финансовых потрясений. Поэтому необходимо сохранить этот механизм и в долгосрочной перспективе, расширяя и совершенствуя его. Необходимо активно внедрять в практику методы частно-государственного партнёрства, позволяющие снизить финансовые риски за счёт из перераспределения, в том числе и на региональных уровнях.

Остаётся предельно актуальным вопрос о количественном и качественном расширении программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Реальность такова, что значительная часть российского малого и среднего бизнеса в своей деятельности используют теневые схемы. Соответственно, кредитование этого сегмента экономики сопряжено со значительными рисками. Поэтому крайне необходимо дальнейшее развитие государственных, региональных и местных программ поддержки бизнеса.

По мнению участников Форума, АРБ призвана доводить до региональных банковских объединений положительный опыт, накопленный в области кредитования малого и среднего бизнеса. Одним из подобных примеров является деятельность Алтайского гарантийного фонда.

 

4. Стимулирование докапитализации банков, процессов слияний и поглощений.

В связи с тем, что в настоящее время объём капитала банковской системы России не соответствует масштабам её экономики, наличие большого объёма резервов на возможные потери, погашение задолженности по кредитам нерезидентов и Банка России делают проблему укрепления ресурсной базы и, в особенности, увеличения собственного капитала банковской системы предельно актуальной.

По мнению участников Форума, с учётом российской специфики программу предоставления субординированных кредитов следует продолжить. При этом по мере погашения выданных в 2008-2009 гг. кредитов крупным банкам свободные средства следует направлять на повышение капитализации малых и средних региональных банков.

Возросшие требования к капиталу банков стимулируют банки к слияниям и присоединениям. Однако пока в силу ряда причин (в основном законодательного и надзорного характера) данные процессы, в целом имеющие экономическую обоснованность и целесообразность, идут очень медленно. Например, для слияния малых банков в России требуется свыше 15 месяцев, в то время как в развитых странах – около 4. Указанные ограничения не стимулируют собственников банков реализовывать планы по слияниям и присоединениям.

Неразвитость внутреннего рынка капитала России проявляется и в том, что российские банки не имеют адекватной возможности осуществлять фондирование за счёт эмиссии своих долговых ценных бумаг на внутреннем рынке. В рамках плана мероприятий по созданию в Российской Федерации Международного финансового центра необходимо предпринять ряд шагов по ускорению и облегчению доступа кредитных организаций на организованный биржевой рынок в качестве эмитентов.

 

5. Повышение статуса депозитной базы банков.

         Рекордный приток вкладов физических лиц, прогнозируемая величина которого по итогам 2010 г. составит 30%, обостряет проблему придания значительной доле депозитов статуса долгосрочных. В течение длительного времени банковское сообщество настоятельно просит внести изменения в законодательство, предусматривающие введение понятия «долгосрочного банковского вклада» и особый порядок его преждевременного изъятия. Существование в России такого финансового инструмента позволило бы во время активной фазы кризиса и сейчас, в условиях массового притока вкладов, расширить среднесрочное и долгосрочное кредитование.

         Необходимо вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса, при этом требуется разработать исчерпывающую процедуру.

 

 

 

 

6. Решение проблемы «плохих» активов.

Анализ показывает, что идея о системном решении вопроса проблемых активов кредитных организаций отходит на второй план. Ключевой причиной такого вывода является то, что банки в настоящее время провели работы по масштабной реструктуризации задолженности. Кроме того, до настоящего времени кризисные явления развивались по более благоприятному сценарию, что внушило определённое спокойствие.

С сентября 2008 по апрель 2010 было реструктуризировано не менее 20% объёма кредитов нефинансовым компаниям. По разным оценкам, от 30% до 70% реструктурированных ссуд в конечном итоге станут проблемными. Это может привести к очередной дестабилизации финансовой системы страны.

Банки применили большое количество мер по нейтрализации влияния проблемных активов на свои финансовые показатели. Крайне положительную роль сыграло содействие Банка России этому процессу, который, посредством введения в действие указания №2156-У, позволил провести относительно безболезненную реструктуризацию потенциально проблемных кредитов путём их пролонгации.

Однако это лишь временное решение проблем «плохих» активов, а реализация долгосрочных системных мер так и не была осуществлена, хотя потребность в этом остаётся высокой.

Особое беспокойство вызывает нахождение на балансах банков перешедшего к ним заложенного имущества, в первую очередь – недвижимого. Очевидно, что сегодняшняя конъюнктура рынка не позволяет освобождаться от него без потерь. Это означает, что кредитные организации вынуждены активно разворачивать непрофильную деятельность по управлению неликвидными активами. И финансирование данных проектов станет финансированием аффилированных структур, что затруднит выполнение банками надзорных требований.

Опыт кризиса показал, что кредитование стало основой российской банковской системы, несмотря на сохраняющиеся колоссальные риски. Поэтому особо актуальной темой является выработка мер общегосударственного масштаба, способных в случае очередных финансовых потрясений не допустить стагнации кредитования. Одной из наиболее востребованных является запуск системы страхования банковских активов.

 

7. Решение многочисленных законодательных и правоприменительных проблем.

         Основное внимание необходимо уделить повышению платёжной дисциплины – основе рыночной экономики. Для этого требуется пересмотр законодательства о банкротстве, дополненный нормативными документами Банка России. Важной потребностью является формирование объективной судебной практики: на сегодняшний день именно кредиторы являются наиболее слабой стороной в плане защиты их прав в процессе судебных разбирательств.

         Залог, как показал опыт кризиса, является наиболее уязвимым способом обеспечения кредитных обязательств. К примеру, именно из-за отсутствия государственного учёта залога транспортных средств тормозится развитие автокредитования в России. Необходимо скорейшее внедрение данного вида учёта, формирование общероссийской базы заложенных транспортных средств.

Важным и необходимым шагом является создание системы электронных торгов заложенным имуществом, которая сделает рынок более прозрачным и информативным. Давно назрело решение об освобождении средств от продажи заложенного имущества от обложения НДС или, по крайней мере, введении особого порядка их обложения.

Необходимо принятие законодательного решения о допустимости определения договорной подсудности по спорам кредитных организаций с клиентами – физическими лицами. Принятие после доработки законопроекта о банкротстве физических лиц непременно должно сопровождаться указаниями Банка России о порядке резервирования по кредитам заёмщиков – физических лиц, находящимся в стадии банкротства.

Кредитные организации в значительной мере страдают от несовершенства судебных процедур. Большинство дел о взыскании задолженности или изъятии залогов рассматриваются неоправданно долго. Судьи часто встают на сторону заёмщиков по причинам, противоречащим не только закону, но и здравому смыслу. Даже в случае законного исхода дела исполнение решения суда затягивается, провоцируя увеличение потерь. Поэтому давно назревшей необходимостью является проведение судебной реформы и оптимизации деятельности органов исполнительного производства.

 

8. Активизация ипотечного кредитования в России.

         Рынок ипотечного кредитования одним из первых показал признаки восстановления после обвального кризисного падения. В настоящее время банки, заёмщики и регуляторы пришли к выводу, что текущий уровень процентных ставок по ипотечным кредитам является вполне приемлемым. Однако важнейшая проблема заключается в недоступности цен на жилую недвижимость для широких слоёв граждан.

         Остаётся сложным вопрос с рефинансированием ипотечных кредитов. Очевидно, что, приняв американскую модель ипотеки, необходимо создать эффективный механизм секьюритизации данного вида кредитных обязательств. Пока же рынок секьюритизации активов в России развит крайне слабо, что, в условиях дефицита долгосрочных ресурсов в экономике, затрудняет развитие ипотеки.

Спрос на ипотечные кредиты сократился в том числе и потому, что ряд банков в начале кризисных явлений продемонстрировали низкую социальную ответственность, обращая взыскания на заложенную недвижимость. Общественный резонанс был настолько большой, что государство, в лице Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, вынуждено было предпринять меры по нейтрализации социальных последствий подобной политики.

Очевидной необходимостью для каждого банка, выдающего ипотечные кредиты, является внедрение у себя обязательного механизма реструктуризации ипотечного долга заёмщика при возникновении у него финансовых трудностей. Инициирование судебного взыскания должно производиться только в случаях, если невозможно применить те или иные способы реструктуризации долга ипотечного заёмщика или если заёмщик отказался от такой реструктуризации.

Заслуживает всемерной поддержки инициатива по формированию маневренного фонда жилья в результате реализации проекта АРИЖК по передаче муниципальным образованиям жилых помещений по реструктурированным ипотечным кредитам.

 

 

9. Совершенствование институциональной инфраструктуры кредитного рынка.

В течение длительного периода времени коллекторский рынок России функционирует без специального законодательного регулирования, что приводит к частому возникновению спорных ситуаций, а также к введению в заблуждение потребителей в результате необоснованных заявлений, например, о недопустимости уступки прав (требований) по договорам кредитования. Требуется срочное принятие закона о регулировании деятельности по взысканию задолженности, который, в том числе, будет предусматривать порядок взаимодействия коллекторов и должников.

На сегодняшний день в России действует эффективная сеть бюро кредитных историй, однако они в основном работают с информацией о физических лицах. Целесообразно также начать формирование базы данных по кредитным историям юридических лиц.

Участники Форума положительно оценивают основные положения Федерального закона №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который введёт законодательное регулирование данного рынка финансовых услуг.

На протяжении многих лет поднимались вопросы о повышении финансовой грамотности граждан России и о создании механизма специальной защиты прав граждан – клиентов кредитных организаций. Таким механизмом участники Форума признают формируемый Ассоциацией российских банков институт Общественного примирителя финансовой системы (Финансового омбудсмена). Если до кризиса банковское сообщество без энтузиазма относилось к этим идеям, то сегодня банковское сообщество осознаёт необходимость повышения и поддержания репутации кредитных организаций с помощью механизмов гражданского общества.

 

 

 
Обзор рынка банковских карт Тюменской области за 1 полугодие 2010г. PDF Печать E-mail
07.09.2010 08:44

На 1 июля 2010 года на территории Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) услуги, представляющие собой расчеты посредством платежных карт, предлагали 60 кредитных организаций (91% от общего числа кредитных организаций).

По количеству банковских карт лидерство традиционно принадлежит международным платежным системам VISA International (65%) и MasterCard Int. (31%). Сохраняется тенденция снижения доли российских платежных систем – ОРПС и Union Card, которые  составили 1,9% и 1,1% соответственно. Общая доля  карт других платежных систем составляет менее 1%. Всего на территории области кредитные организации осуществляют эмиссию банковских карт 13 платежных систем и эквайринг платежных карт 16 платежных систем.

Как правило, кредитные организации и их клиенты делают выбор в пользу сервиса, предоставляемого крупными платежными системами, что позволяет снизить риски, связанные с условиями доступа на этот рынок. Вследствие этого, банкам легче сосредотачивать свое внимание на выпуске новых продуктов, развитии спектра услуг, ценовых пропорций и используемых технологий.

Основная доля эмитированных банковских карт приходится на Западно-Сибирский банк Сбербанка России (25%), крупные региональные банки: ОАО Ханты-Мансийский банк (18%), Запсибкомбанк ОАО (10%), ЗАО Сургутнефтегазбанк (4%), а также Газпромбанк ОАО (10%) и ОАО «Альфа-банк» (4%).

Количество эмитированных банковских карт за год увеличилось на 3,2% и на 01.07.2010г. составило 4196 тыс. единиц. В течение II квартала 2010 года «активными» (т.е. посредством которых была осуществлена как минимум одна операция) являлись 60% карт. Это объясняется тем, что по тем или иным причинам используются не все карты, имеющиеся у держателей. Это могут быть карты, выданные как дополнительные к основной, не используемые держателем, кредитные карты, резервные зарплатные карты и тому подобные.

На территории Тюменской области в 1 полугодии 2010 года при помощи платежных карт было совершено более 40 млн операций выдачи наличных денежных средств на сумму 270 млрд рублей. Значение указанных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 15% и 21% соответственно. Объемы сделок по безналичной оплате товаров (работ, услуг) в торгово-сервисной сети при помощи платежных карт за рассматриваемый период составили более 22 млн операций на сумму почти 20 млрд рублей (прирост 55% и 63% соответственно). По-прежнему, доминирующей остается роль банковских карт как средства для получения наличных.

Банками активно развиваются системы безналичных платежей за услуги компаний связи, жилищно-коммунальные услуги и другие подобные расчеты посредством банкоматов и электронных терминалов. Стала возможной оплата штрафов, наложенных органами ГИБДД. В связи с этим постоянно увеличивается доля платежей за товары (работы, услуги) с использованием платежных карт, которая в 1 полугодии 2010 года составила 36% от их общего количества. Однако по сумме операций их доля по-прежнему остается невысокой и составляет около 7%. Средняя величина безналичной сделки в торгово-сервисной сети кредитных организаций на территории региона составила 870 рублей, в то время как средняя сумма выданных наличных 6639 рублей.

 

Сохраняется положительная динамика в развитии инфраструктуры кредитных организаций, предназначенной для совершения операций при помощи платежных карт. По состоянию на 01.07.2010 г. в Тюменской области установлены 3596 банкоматов (прирост за год 12%), предназначенных для выдачи наличных, из них 3470 (прирост 16%) оснащены функцией оплаты услуг и  1573 устройства (прирост за год 138%) оснащены функцией приема наличных денег.   На предприятиях торговли и сервиса, принимающих к оплате платежные карты, установлено 18802 терминала (прирост 45%). Как и ранее, наблюдается опережение темпов роста инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций по безналичной оплате товаров и услуг с использованием платежных карт, над инфраструктурой, предназначенной для выдачи наличных.

 

 

Материал подготовлен в Главном управлении Банка России по Тюменской области

 
12 августа 2010 PDF Печать E-mail
13.08.2010 10:27

 

 

 

12 августа в областной филармонии на торжественном приеме по случаю дня образования области Губернатор Тюменской области В.В. Якушев вручил начальнику Главного управления Банка России Попову С.А. удостоверение и знак о присвоении Почетного звания Тюменской области «Почетный экономист Тюменской области»

Ассоциация кредитных организаций Тюменской области

 

поздравляет

 

ПОПОВА СЕРГЕЯ АРКАДЬЕВИЧА

 

с высокой наградой-Почетным званием

 

               «ПОЧЕТНЫЙ ЭКОНОМИСТ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Желаем Вам, уважаемый Сергей Аркадьевич, дальнейших профессиональных успехов,

новых достижений на благо развития банковского сектора экономики

Тюменской области и банковской системы страны!

 

 

Обновлено 13.08.2010 10:35
 
Информация о ситуации в банковском секторе Тюменской области по состоянию на 1 июля 2010 года PDF Печать E-mail
03.08.2010 11:13

 

Банковский сектор Тюменской области (включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) по состоянию на 1 июля 2010 года представлен 18 кредитными организациями с 63 филиалами на территории области и 18 - за ее пределами; 60 филиалами кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территориях других регионов, а также Западно-Сибирским банком Сбербанка России с 29 отделениями, из которых 19 - на территории области. Кроме того, на территории области работают 560 дополнительных офисов региональных и инорегиональных банков, 396 операционных касс вне кассового узла;  50 кредитно-кассовых офисов, 77 операционных офисов и 18 представительств кредитных организаций других регионов.

Все кредитные организации участвуют в системе страхования вкладов, 4 – имеют лицензии на проведение операций с драгоценными металлами.

30 июня 2010 года открыт Филиал Открытого акционерного общества банк «Инвестиционный капитал» в г. Тюмень,  порядковый номер 2377/6, по адресу:  625026, Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, дом 157/3.

14 июля 2010 года открыт Филиал Открытого акционерного общества «Газпромбанк» в г. Сургуте, порядковый номер 354/48, по адресу: 628417, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, бул. Свободы, д.12.

В I полугодии 2010 года произошли следующие изменения основных показателей банковского сектора Тюменской области.

Активы кредитных организаций Тюменской области (включая Сбербанк и филиалы инорегиональных банков) увеличились на 40,2 млрд. рублей или на 6,7% и на 1 июля 2010 года составили 636,7 млрд. рублей. Наибольший рост активов отмечен в филиалах банков других регионов – на 20,0 млрд. рублей (16%), в региональных банках – на 18,4 млрд. рублей (6,6%).

Вклады физических лиц возросли на 30,5 млрд. рублей или более чем на 13% и превысили  259 млрд. рублей, в том числе на счетах Западно-Сибирского банка Сбербанка России сосредоточено 111,8 млрд. рублей, региональных банков – 95,7 млрд. рублей, филиалах инорегиональных банков – 51,7 млрд. рублей. Наибольший прирост вкладов наблюдался в Западно-Сибирском банке Сбербанка России – 17,5 млрд. рублей и филиалах инорегиональных банков – 9,5 млрд. рублей.

Общий объем кредитных вложений увеличился на 16,6 млрд. рублей, или 4,6% и  на 1 июля составил 380,5 млрд. рублей, в основном, за счет увеличения объемов межбанковского кредитования.

В июне зафиксирован максимальный за последние 6 месяцев прирост по кредитам нефинансовому сектору – 2,3%, физическим лицам – 1,9%.

С начала текущего года задолженность по кредитам нефинансовым организациям увеличилась на 2,6% и составила на 1 июля  199,8 млрд. рублей. Наибольший прирост наблюдался по региональным банкам – 12,7% или 11,3 млрд рублей.

После длительного спада отмечается оживление на рынке потребительского, а также ипотечного жилищного кредитования. За 6 месяцев текущего года банковскими структурами области выдано около 62 млрд.  рублей кредитов физическим лицам, в том числе 12 млрд. рублей жилищных и ипотечных.  По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы вновь выданных кредитов населению возросли в 2,5 раза,  жилищных и ипотечных кредитов – в 3,2 раза.

Просроченная задолженность по кредитам нефинансовым организациям, физическим лицам за отчетный период увеличилась – на 15,5%  до 14,9 млрд. рублей, прежде всего, за счет ухудшения качества кредитного портфеля корпоративных клиентов. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитных вложений – 3,9%.

На фоне изменения общего тренда кредитной политики отмечаются положительные тенденции снижения процентных ставок по кредитам как юридических, так и физических лиц. Так, средневзвешенные ставки по рублевым кредитам   нефинансовым организациям снизились по сравнению с прошлым годом в среднем на 5,5 процентных пунктов, по кредитам физическим лицам – 3,4 п.п.

Ситуация с ликвидностью в банковской системе региона стабильна, фактов несвоевременного исполнения банками своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками не отмечено. Кредитные организации аккумулируют значительный объем средств на корреспондентских и депозитных счетах Банка России. В январе-июне текущего года региональные банки разместили в депозиты Банка России  более 228 млрд. рублей.

 

Материал подготовлен в Главном управлении Банка России по Тюменской области.

 

Обновлено 03.08.2010 11:15
 
Новости Ассоциации PDF Печать E-mail
31.03.2010 08:46

29  марта  в  Ассоциации  кредитных  организаций  Тюменской  области  состоялось  очередное  заседание  комиссии  по  организации  электронного  документооборота.  В  заседании  комиссии  наряду  с  руководителями  и  специалистами  банков  приняли  участие  и.о. Заместителя  руководителя  Управления  Федеральной  службы  судебных  приставов  по  Тюменской  области  Конгаров И.П.,  Генеральный  директор  ООО»Сбтел-Крипто»  Шаркин Н.Ю.,  Технический  директор  ООО»Сибтел-Крипто»  Фадеев В.А.  Участники  совещания  обсудили  практические  вопросы  организации  электронного  документооборота  между  кредитными  организациями  и  Управлением  Федеральной  службы  судебных  приставов  по  Тюменской  области.

 
Новости Ассоциации PDF Печать E-mail
31.03.2010 08:45

30    марта  Ассоциацией  кредитных  организаций  Тюменской  области  совместно  с  Территориальным  управлением  Федеральной  службы финансово-бюджетного  надзора  в  Тюменской  области  и  Главным  управлением  Банка  России  по  Тюменской  области  проведен  круглый  стол  для  специалистов  кредитных  организаций  и  организаций-участников  внешне-экономической  деятельности  по  теме :  «Валютное  регулирование  и  валютный  контроль  в  Российской  Федерации».  В  работе  круглого  стола  приняли  участие  начальник  отдела  валютного  контроля  Территориального  управления  Федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  Тюменской  области  Власова Е.И.,  специалист-эксперт  Дмитриев С.Г.,  специалисты  35  банков  и  организаций-участников  внешне-экономической  деятельности. 

В  ходе  круглого  стола  были  рассмотрены  вопросы  организации  обмена  информацией  с  помощью  электронного  документооборота,  ведение  уполномоченными  банками  учета  документации  по  внешне-экономическим  сделкам,  практики  учета  валютных  правонарушений,  организации  уполномоченными  банками  профилактических  мер  с  участниками  внешнеэкономической  деятельности  в  сфере  валютного  контроля.

      Власова Е.И.  ответила  на  большое  количество  вопросов  участников  круглого  стола.

 
26 февраля 2010 года в Главном управлении Банка России по Тюменской области прошло Межрегиональное координационное совещание PDF Печать E-mail
27.02.2010 14:30
В Ассоциации кредитных организаций Тюменской области
 26 февраля 2010 года в Главном управлении Банка России по Тюменской области прошло Межрегиональное координационное совещание «Кредитование реального сектора экономики в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса. Проблемы снижения просроченной задолженности и невозврата заемных средств».
 Совещание было организовано Ассоциацией кредитных организаций Тюменской области совместно с Ассоциацией региональных банков России при поддержке Тюменской областной Думы и Главного Управления Банка России по Тюменской области.
 На совещании выступали: Начальник ГУ ЦБ по Тюменской области Попов С.А, Исполнительный Вице-президент РСПП, Председатель Совета Ассоциации «Россия» Мурычев А.В, Заместитель председателя Тюменской областной Думы Усольцев С.Л, Начальник Управления мониторинга предприятий и анализа спроса на банковские услуги Банка России Степанов Ю.В, Ведущий советник Отдела банковской деятельности Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Осипов П.А, Вице-президент «Запсибкомбанк» ОАО Рыкова Н.Н, Директор Управления кредитования ЗСБ Сбербанка РФ Козеренко Е.В, Вице-президент Ассоциации «Россия» Иванов О.М, Советник Генерального директора ГК «АСВ» Жегалов В.Л, Заместитель Руководителя Управления ФАС по Тюменской области Веретенников И.В, Заместитель руководителя Управления ФССП по Тюменской области Кангаров И.П, Вице-президент ОАО «Сибнефтебанк» Колясников А.М, Управляющий Тюменским филиалом ОАО «Промсвязьбанк», Депутат Тюменской городской Думы Квасов В.В, Начальник Управления государственной поддержки Департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Тюменской области Ладнер В.В, Президент Союза строителей Тюменской области Спиридонов И.А, Управляющий Тюменским филиалом ОАО «Росбанк» Таран Е.В.
 По результатам состоявшегося обсуждения участники Совещания положительно оценили действия государственных и правительственных структур, Банка России, ГК «Агентство по страхованию вкладов», банковского сообщества и его федеральных и региональных объединений, которые были направлены на преодоление финансово-экономического кризиса.
 По общему мнению, участников, основной задачей текущего момента является восстановление покупательского спроса через поддержку потребителей и расширение кредитования производителей товаров и услуг.
 Участники Совещания обратили внимание на ряд острых, требующих немедленного решения проблем, касающихся текущего состояния как финансового, так и реального сектора экономики. Перед кредитными организациями сохраняется необходимость анализа и учета рисков, вызванных нестабильностью экономической ситуацией.
 В этот же день состоялось Годовое общее собрание членов Ассоциации кредитных организаций Тюменской области.
 На собрании был заслушан отчет об итогах работы Ассоциации за 2009 год, утвержден план работы на 2010 год. Собрание утвердило новую редакцию учредительных документов Ассоциации.
 Были рассмотрены организационные вопросы. В связи с неоплатой членских взносов из членов Ассоциации единогласно были исключены:
• Тюменский филиал «Юниаструмбанк»,
• Тюменский филиал «Инвестторгбанк»,
• Тюменский филиал «Первая страховая компания»,
• Тюменский филиал страховой группы «Компаньон»
• Оценочная компания «Прайс»
• Компания «Аудит-стандарт»
 В связи с заявлением из числа членов Ассоциации исключена так же оценочная компания «Азира».
Обновлено 27.02.2010 14:36
 
Пенсионеры доверяют Ханты-Мансийскому банку PDF Печать E-mail
10.02.2010 09:35
Ханты-Мансийский банк продолжает развивать Социальный проект, в рамках которого для получения пенсий, пособий, различных льгот оформляются специальные карты организации с повышенной процентной ставкой на остаток денежных средств. 
По итогам 2009 года пенсионерам – держателям социальных карт в качестве процентного дохода начислено свыше 212 млн. рублей, что в 2 раза больше чем в 2008 г.
Стоит отметить, что и география Социального проекта значительно расширилась, теперь к его участниками присоединились жители Кургана, Томской области, а так же Ямало-Ненецкого автономного округа. 
«Социальная карта является очень удобным, выгодным и надежным инструментом получения, накопления и преумножения денежных средств. Кроме того, она имеет полный функционал обыкновенных банковских карт. C ее помощью пенсионеры могут оплачивать покупки в торговой сети, жилищно-коммунальные, телекоммуникационные, образовательные и иные услуги», – отмечает начальник управления корпоративного бизнеса Ханты-Мансийского банка Владимир Кузякин. 

 
Связь-Банк подвел предварительные итоги деятельности в 2009 году PDF Печать E-mail
10.02.2010 09:34
Связь-Банк подвел предварительные итоги деятельности в 2009 году. Банку удалось сохранить и существенно нарастить клиентскую базу, вследствие чего портфель кредитов, предоставленных корпоративным клиентам, существенно увеличился и по состоянию на 31 декабря 2009 года достиг 138 млрд рублей. Суммарные остатки на счетах клиентов - юридических лиц составили 47 млрд рублей. Благодаря активному росту операций с частными клиентами в прошедшем году, остатки на счетах физических лиц за 2009 год достигли 6,2 млрд рублей, что на 41% больше, чем на начало 2009 года, объем кредитных средств, выданных физическим лицам, составил 2,8 млрд рублей. 
По итогам года чистые активы Связь-Банка составили 114,9 млрд рублей (все данные приводятся за 31.12.2009г. без учета операций СПОД). На конец 2009 года значение собственных средств (капитала) Банка составило 23,4 млрд рублей, норматив достаточности капитала – 24,08% (при минимальном требовании Банка России 10%). 
В 2009 году было проведено размещение дополнительных эмиссий акций Банка объемом 70 млрд рублей и 20 млрд рублей. В настоящее время уставный капитал Банка приведен в соответствие с размером собственных средств и составляет 19,026 млрд рублей. 
29 декабря 2009 года привлечены межбанковские кредиты от Внешэкономбанка на общую сумму 16 млрд рублей. На текущий момент в Банк России направлены документы для согласования данных средств как субординированных в соответствии с требованиями Положения Банка России для дальнейшего включения в дополнительный капитал Банка. 
В результате проведенных за прошедший год мероприятий обеспечено получение операционной прибыли Банка (без учета динамики резервов на возможные потери по активам) в размере 8,65 млрд рублей. 
Финансовые результаты показателей деятельности Банка были получены за счет развития в 2009 году таких направлений бизнеса, как кредитование корпоративных клиентов, розничные операции, ипотечное и потребительское кредитование для сотрудников корпоративных клиентов, инвестиционный бизнес и других. 
С начала 2009 года Связь-Банк открыл финансирование телекоммуникационным и электроэнергетическим компаниям по результатам выигранных открытых конкурсов и аукционов на сумму более 22 млрд рублей. Заемщиками Связь-Банка стали ОАО «ЮТК», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Центральный телеграф», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «МРСК Сибири», ОАО «МРСК Волги», ЗАО «ТрансТелеКом», ОАО «ТГК-14», ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» и другие. По результатам аукционов в число заемщиков Банка вошли федеральные муниципальные образования: Нижегородская область, Омская область, города Красноярск, Самара и другие. Объем кредитов, предоставленных в 2009 году юридическим лицам и муниципальным образованиям, составил более 28 млрд рублей. В настоящее время открытый лимит кредитования заемщикам Банка составляет более 12 млрд рублей, в стадии оформления находятся договоры объемом более 14 млрд рублей. 
Банком была продолжена работа по диверсификации базы корпоративных клиентов, привлечению на обслуживание в Банк предприятий других отраслей, в частности энергетической, металлургической, пищевой, угольной, нефтегазовой и нефтехимической, строительства, авиации. В настоящее время доля таких клиентов в общих пассивах Банка составляет порядка 25%. 
В 2009 году Связь-Банк при участии своих филиалов приступил к реализации совместных с главным акционером Внешэкономбанком проектов в Краснодарском крае, Приморском крае, Ростовской, Томской, Ульяновской, Тюменской областях. 
Объем эмиссии платежных карт Связь-Банка превысил 600 тысяч штук, в том числе благодаря успешной реализации зарплатных и социальных проектов. 
В июне текущего года Банк ввел новую линейку вкладов для физических лиц, представленную вкладами Сберегательный резерв», «Пополняемый резерв», «Управляемый резерв», «VIP резерв» и «13-я Пенсия». 
В сентябре в Банке заработала Программа ипотечного кредитования для физических лиц, ориентированная на регионы России. В декабре того же года Банк снизил ставки по ипотечным кредитам до 9,5-11,43% годовых в рублях. 
С начала года Банк разместил на рынке первичных размещений более 27 млрд рублей в облигации компаний реального сектора экономики и субъектов РФ. Дополнительные доходы получены от операций на рынке акций. В 2009 году Банк принял участие в качестве организатора шестнадцати выпусков облигационных займов общей номинальной стоимостью 26 млрд рублей. Также Банк выступил агентом по поддержке исполнения обязательств ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Пава», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «ЮТК», ОАО «Уралсвязьинформ», ООО «Патэрсон-Инвест» и других. 
Филиальная сеть Связь-Банка насчитывает 49 региональных филиалов и два дочерних банка. В 2009 году был открыт Ставропольский филиал и дополнительный офис Краснодарского филиала Связь-Банка, одной из приоритетных задач которого является обслуживание олимпийских проектов, финансируемых Внешэкономбанком в рамках подготовки к Олимпиаде-2014. 
17 декабря 2009 года Наблюдательным советом Внешэкономбанка была одобрена стратегия развития Связь-Банка, предусматривающая создание Почтового банка Российской Федерации на базе Связь-Банка с участием ФГУП «Почта России». 

 
Уважаемые коллеги! PDF Печать E-mail
29.12.2009 08:49
Ассоциация кредитных организаций Тюменской области горячо и сердечно поздравляет руководство, акционеров, сотрудников коммерческих банков, а также коллективы организаций- членов ассоциаций с наступающим 2010 годом и Рождеством!
 Пусть новый год настроит Вас на плодотворные дела, принесет положительные эмоции и удачу!
 Желаем Вам устойчивого финансового положения, успехов в достижении поставленных целей и процветания!
 Здоровья бодрого настроения, теплоты сердец родных и близких!

С новым годом!

C уважением,
Президент Ассоциации                                                                                                      М.А. Микульский

 
«ПерваяПредыдущая131132133134135136137138139140СледующаяПоследняя»

Страница 133 из 144