Оценка ситуации Итоги первой половины 2010 года свидетельствуют, что экономика России не оправилась от последствий кризиса. Аналогичная ситуация сохраняется и в банковской системе: рост кредитного портфеля идёт гораздо меньшими темпами, чем ожидалось ранее. Кредитование продолжает стагнировать. За шесть месяцев текущего года кредитный портфель российской банковской системы увеличился на 2,6%, но его качество продолжает ухудшаться: растут просроченная задолженность и резервы на возможные потери по ссудам (рост с начала года на 8,8% и 9,3% соответственно). Вместе с тем следует отметить, что намечается смена кризисного тренда: после снижения объёма кредитования, наблюдавшегося в течение кризиса, а также в первом квартале 2010 года, в апреле – июне текущего года объём кредитов, предоставленных как нефинансовым организациям, так и физическим лицам, вырос (соответственно в апреле – на 1,0% и 0,9%, в мае – на 2,6% и 1,0%, в июне – на 2% и 1,6%). В июне впервые уменьшилась совокупная величина просроченной задолженности с 1109,1 млрд руб. до 1104,1 млрд руб. Впервые с начала кризисных явлений в экономике России выросла доля ссуд I категории качества. Однако рост резервов на возможные потери продолжается, причём опережающими темпами. Таким образом, утверждать об устойчивом переходе кредитования в стадию роста преждевременно. Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что мировой кризис начинает приобретать затяжной характер, особенно с учётом проблем в ряде европейских стран. Для России, отстающей от развитых стран и в техническом развитии, и в уровне потребления это может играть крайне негативную роль. Положение в России усугубляется тем, что существовавшие до кризиса опорные точки роста экономики, стимулировавшие спрос на кредитные ресурсы, ограничены: · продолжает присутствовать высокая степень неопределенности относительно направления движения цен на сырьевые товары, в том числе на энергоносители; · рынок жилой недвижимости находится в стагнации, цены на рынке коммерческой недвижимости значительно снизились; · объём сделок по слияниям и присоединениям сократился более чем вдвое, при этом компании проводят данные сделки в основном за счёт собственных, а не заёмных средств; · заёмщики – физические лица – стали гораздо более осторожны в обременении себя финансовыми обязательствами; · собственники предприятий крайне неохотно инвестируют в их модернизацию и расширение; это означает, что в перспективе экспортные доходы России, служащие локомотивом её экономического роста, могут сократиться. Становится очевидным, что существовавшая до кризиса модель национального экономического развития России вряд ли сможет оставаться основой устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Бурный рост прошлых лет был основан на притоке дешёвых средств нерезидентов и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Однако сегодняшние возможности национального рынка капитала по финансированию экономических агентов крайне ограничены. Требуется расширение внутреннего спроса на импортозамещающую продукцию. В модернизации нуждается не только производство и социальная сфера, но также и финансовая система страны. Участники Форума отмечают, что роль российской банковской системы в национальной экономике недостаточно велика. Большинство инвестиций в основной капитал финансируются за счёт средств компаний и бюджетных ресурсов, в то время как за счёт кредитов отечественных банков обновляется менее 10% основных фондов. Нехватка доступных и долгосрочных кредитных ресурсов в экономике не позволяет проводить модернизацию, препятствует достижению стабильного и сбалансированного экономического роста. Положение осложняется тем, что во время кризиса государство оказало селективную помощь (в первую очередь крупным банкам) и в части предоставления капитала, и в части предоставления ликвидности. Эти банки получили большие преференции, что помогло им занять большую долю рынка, но вместе с тем, на них же легли и повышенные риски. Участники рынка считают, что эффективное распределение рисков и реальное увеличение доступности финансовых продуктов и услуг возникнет только тогда, когда возникнет реальная конкуренция на банковском рынке. Важнейшее условие для этого – равное отношение государства к кредитным организациям вне зависимости от величины собственного капитала, что уже находит отражение в законодательстве ряда стран. Необходимый рост показателей банковской системы Анализ ситуации показывает, что в ближайшие 3-5 лет банковской системе России для успешного развития предстоит решить следующие проблемы. I. По улучшению финансовых показателей: · минимизировать негативное влияние «плохих» кредитов; · погасить привлечённые во время острой фазы кризиса дорогие ресурсы; · увеличить капитал (в том числе ряду банков до установленного законом минимально необходимого уровня); · создать оптимальную структуру ресурсной базы; · приспособиться к высокой волатильности на мировых финансовых рынках (особенно на валютном); II. По улучшению организации работы банков: · найти новые направления развития бизнеса и/или принять новые стратегии развития, в том числе и на региональном уровне; · перестроить бизнес-процессы, существенно улучшить систему риск-менеджмента; · повысить производительность труда, в том числе за счёт внедрения передовых информационных систем. Решение этих задач требует количественного увеличения и качественного улучшения кредитного портфеля. Именно его динамика является ключевым показателем успешности выхода российской банковской системы из кризиса. По мнению участников Форума, экономика России сможет выйти на траекторию стабильного роста в том случае, если на протяжении следующих пяти лет реальные темпы прироста основных показателей банковской системы будут составлять не менее 15% в год. Динамика основных показателей банковской системы России в период 2010-2015 гг., трлн руб., в ценах 2010 г., на конец периода. | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Совокупные активы | 29,4 | 31,3 | 38,7 | 44,8 | 52,6 | 60,1 | Кредитный портфель | 19,9 | 22 | 28,1 | 32,7 | 39,2 | 45,5 | Собственный капитал | 4,6 | 5,4 | 6 | 7,3 | 8,7 | 10,1 | Депозиты физлиц | 7,5 | 8,1 | 9,8 | 11,2 | 13,6 | 15,5 | Средства организаций | 9,3 | 11 | 14,4 | 16,9 | 19,7 | 21,7 | Справочно. Доля банковских кредитов в: | инвестициях в основной капитал | 9,4% | 9,1% | 10,7% | 13,3% | 16% | 18,3% | покупке жилья | 11,9% | 13,2% | 18,4% | 21,9% | 25,5% | 28% | пассивах малого и среднего бизнеса | 17,8% | 20,4% | 23,2% | 28% | 30,4% | 34,1% | Должна быть разработана государственная программа по обеспечению указанных темпов роста банковской системы. Важнейшие меры по развитию банковской системы и кредитования в России 1. Сохранение и расширение программ рефинансирования Банка России. Как позитивное следствие кризисных явлений следует рассматривать значительное расширение масштабов и инструментов рефинансирования со стороны Банка России. В период острой фазы кризиса и в настоящее время оно стало действенным механизмом управления ликвидностью. При этом прогнозы о том, что предоставление банкам избыточной ликвидности вызовет взрывной рост инфляции, не сбылись. По мнению участников Форума, основной недостаток существующей системы рефинансирования заключается в том, что многие банки не имеют доступа к ней. Это вынуждает большое число банков, наученных опытом кризиса, создавать значительный запас ликвидных активов в ущерб развитию кредитования. Необходимо изменить политику Банка России по рефинансированию, переориентировав её на поддержку банков всех уровней. Банковскому сообществу необходима уверенность в том, что в случае тревожной ситуации на рынке доступ к ресурсам Банка России будет у всех кредитных организаций. Необходимым условием для дальнейшего развития механизмов рефинансирования кредитных организаций и расширения состава активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, является стандартизация банковских продуктов (активов) с тем, чтобы они могли быть свободно проданы на рынке или предоставлены в залог по привлекаемым кредитам (в том числе по кредитам Банка России) в случае дефицита ликвидности. В отличие от ликвидных ценных бумаг банковские кредиты, относимые к ликвидным активам в целях расчёта обязательных нормативов ликвидности, весьма проблематично реализовывать на рынке, поскольку у каждого банка свои персональные требования и условия кредитования, и качество кредитных продуктов одного банка вызывает сомнения у других кредитных организаций. По таким продуктам нельзя адекватно оценить риски, определить их стоимость, следовательно, сложно их перепродать или рефинансировать. Выходом могло бы стать появление стандартных банковских продуктов (в частности, кредитов), по котором могут быть однозначно оценены риски и понятны принципы ценообразования. Появление и использование единых стандартов к банковским кредитам будет способствовать обеспечению ликвидности указанных активов и формированию их вторичного рынка, облегчит и ускорит принятие Банком России решения о возможности включения стандартизированных активов (кредитов) в пул обеспечения по предоставляемым им кредитам, а в случае кризисных явлений позволит сохранять доверие на межбанковском рынке. База для реализации подобного проекта уже создаётся. С 2005 года АРБ совместно с Банком России проводит работу по разработке и практическому внедрению целого ряда стандартов качества банковской деятельности. Результатом их деятельности стали 13 различных стандартов. В настоящее время актуальность повышения качества деятельности банков резко возросла. Поэтому требуется как уточнение существующих, так и разработка новых стандартов. Особое значение процессы стандартизации могут иметь в политике рефинансирования ЦБ РФ. Соблюдаемые банками стандарты выдачи кредитов и сформированные по эти принципам портфели однородных ссуд могут в перспективе приниматься как обеспечение по предоставляемой Банком России ликвидности. Также требуется сохранение процедуры, методики и порядка беззалогового рефинансирования банков с целью поддержки их ликвидности. При этом целесообразно выработать дифференцированные подходы в предоставлении средств федеральным и региональным банкам. Постоянный дефицит рублёвых средств в экономике России должен сокращаться в том числе за счёт долгосрочной процентной политики, направленной на эффективное управление рыночными ставками. Нельзя исключить, что новые витки нестабильности в связи с угрожающей экономической ситуацией в ряде стран Европы приведут к ухудшению конъюнктуры финансового рынка России. Поэтому отечественные банки должны иметь расширенный доступ к рефинансированию с целью недопущения дальнейшего сжатия кредитования. 2. Перестройка системы банковского надзора в сфере создания резервов на возможные потери. Особой проблемой, препятствующей активизации кредитования, являются высокие требования по созданию резервов по активным операциям кредитных организаций. Финансовое состояние многих заёмщиков ещё не стабилизировалось именно по причине сложностей с получением долговых ресурсов. А банки неохотно их кредитуют в том числе и по причине жёстких надзорных требований. Этот порочный круг необходимо разорвать. Несмотря на отдельные меры надзорного характера, направленные на смягчение кредитного сжатия, банки сталкиваются с ограничениями надзорного характера: чем интенсивнее заёмщик инвестирует в производство, тем хуже (согласно методологии оценки рисков) его финансовые показатели и тем больше резервов требуется создавать по подобным ссудам. В итоге получается ситуация, когда с точки зрения формирования резервов банкам выгоднее и спокойнее кредитовать не производственные предприятия, а торговые компании. Особенно остро такая ситуация складывается с предприятиями, выпускающими инновационную продукцию. В связи с принятой программой модернизации экономики России требуется выработка принципиально новых принципов надзора за финансированием инновационных проектов. Одной из задач государственной экономической политики должно стать создание условий, реально стимулирующих инвестиционное кредитование, для всех участников – и банков, и заёмщиков. Участники Форума считают, что методологические пути решения этой проблемы можно определить при использовании положений проекта стандарта процесса инновационного кредитования, разработанного Координационным комитетом АРБ по стандартам качества банковской деятельности. Кроме того, целесообразно разделить банки на группы в зависимости от размеров их активов. К примеру, для малых банков, расположенных и ведущих свою деятельность вне городов федерального значения, можно снизить требования по формированию резервов при кредитовании малых и средних предприятий. В результате многочисленных обсуждений представители банковского сообщества приходят к выводу, что действующий порядок по формированию резервов на возможные потери по ссудам (Положение Банка России №254-П) требует не просто косметической доработки, а коренного изменения его принципов, которые будут соответствовать российским реалиям в условиях посткризисной стабилизации экономики. 3. Развитие государственных и региональных программ по снижению кредитных рисков. Разработка таких программ в период острой фазы кризиса, безусловно, стала большим шагом вперёд. И банки, и их заёмщики убедились, что государству небезразлична их судьба. Тем не менее, в этих программах пока ещё остаётся ряд проблем. Большинство получателей поддержки со стороны государства не рискнули проводить технологическое обновление в период нестабильности. У кредиторов нет уверенности в том, что в случае возникновения проблем у заёмщика банки смогут быстро и с наименьшими потерями получить предусмотренную компенсацию от гаранта в лице органов государственной или региональной власти. Эффективно механизм государственных гарантий будет работать только тогда, когда он будет побуждать к инвестициям в основные фонды, а не просто к выживанию в период финансовых потрясений. Поэтому необходимо сохранить этот механизм и в долгосрочной перспективе, расширяя и совершенствуя его. Необходимо активно внедрять в практику методы частно-государственного партнёрства, позволяющие снизить финансовые риски за счёт из перераспределения, в том числе и на региональных уровнях. Остаётся предельно актуальным вопрос о количественном и качественном расширении программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Реальность такова, что значительная часть российского малого и среднего бизнеса в своей деятельности используют теневые схемы. Соответственно, кредитование этого сегмента экономики сопряжено со значительными рисками. Поэтому крайне необходимо дальнейшее развитие государственных, региональных и местных программ поддержки бизнеса. По мнению участников Форума, АРБ призвана доводить до региональных банковских объединений положительный опыт, накопленный в области кредитования малого и среднего бизнеса. Одним из подобных примеров является деятельность Алтайского гарантийного фонда. 4. Стимулирование докапитализации банков, процессов слияний и поглощений. В связи с тем, что в настоящее время объём капитала банковской системы России не соответствует масштабам её экономики, наличие большого объёма резервов на возможные потери, погашение задолженности по кредитам нерезидентов и Банка России делают проблему укрепления ресурсной базы и, в особенности, увеличения собственного капитала банковской системы предельно актуальной. По мнению участников Форума, с учётом российской специфики программу предоставления субординированных кредитов следует продолжить. При этом по мере погашения выданных в 2008-2009 гг. кредитов крупным банкам свободные средства следует направлять на повышение капитализации малых и средних региональных банков. Возросшие требования к капиталу банков стимулируют банки к слияниям и присоединениям. Однако пока в силу ряда причин (в основном законодательного и надзорного характера) данные процессы, в целом имеющие экономическую обоснованность и целесообразность, идут очень медленно. Например, для слияния малых банков в России требуется свыше 15 месяцев, в то время как в развитых странах – около 4. Указанные ограничения не стимулируют собственников банков реализовывать планы по слияниям и присоединениям. Неразвитость внутреннего рынка капитала России проявляется и в том, что российские банки не имеют адекватной возможности осуществлять фондирование за счёт эмиссии своих долговых ценных бумаг на внутреннем рынке. В рамках плана мероприятий по созданию в Российской Федерации Международного финансового центра необходимо предпринять ряд шагов по ускорению и облегчению доступа кредитных организаций на организованный биржевой рынок в качестве эмитентов. 5. Повышение статуса депозитной базы банков. Рекордный приток вкладов физических лиц, прогнозируемая величина которого по итогам 2010 г. составит 30%, обостряет проблему придания значительной доле депозитов статуса долгосрочных. В течение длительного времени банковское сообщество настоятельно просит внести изменения в законодательство, предусматривающие введение понятия «долгосрочного банковского вклада» и особый порядок его преждевременного изъятия. Существование в России такого финансового инструмента позволило бы во время активной фазы кризиса и сейчас, в условиях массового притока вкладов, расширить среднесрочное и долгосрочное кредитование. Необходимо вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса, при этом требуется разработать исчерпывающую процедуру. 6. Решение проблемы «плохих» активов. Анализ показывает, что идея о системном решении вопроса проблемых активов кредитных организаций отходит на второй план. Ключевой причиной такого вывода является то, что банки в настоящее время провели работы по масштабной реструктуризации задолженности. Кроме того, до настоящего времени кризисные явления развивались по более благоприятному сценарию, что внушило определённое спокойствие. С сентября 2008 по апрель 2010 было реструктуризировано не менее 20% объёма кредитов нефинансовым компаниям. По разным оценкам, от 30% до 70% реструктурированных ссуд в конечном итоге станут проблемными. Это может привести к очередной дестабилизации финансовой системы страны. Банки применили большое количество мер по нейтрализации влияния проблемных активов на свои финансовые показатели. Крайне положительную роль сыграло содействие Банка России этому процессу, который, посредством введения в действие указания №2156-У, позволил провести относительно безболезненную реструктуризацию потенциально проблемных кредитов путём их пролонгации. Однако это лишь временное решение проблем «плохих» активов, а реализация долгосрочных системных мер так и не была осуществлена, хотя потребность в этом остаётся высокой. Особое беспокойство вызывает нахождение на балансах банков перешедшего к ним заложенного имущества, в первую очередь – недвижимого. Очевидно, что сегодняшняя конъюнктура рынка не позволяет освобождаться от него без потерь. Это означает, что кредитные организации вынуждены активно разворачивать непрофильную деятельность по управлению неликвидными активами. И финансирование данных проектов станет финансированием аффилированных структур, что затруднит выполнение банками надзорных требований. Опыт кризиса показал, что кредитование стало основой российской банковской системы, несмотря на сохраняющиеся колоссальные риски. Поэтому особо актуальной темой является выработка мер общегосударственного масштаба, способных в случае очередных финансовых потрясений не допустить стагнации кредитования. Одной из наиболее востребованных является запуск системы страхования банковских активов. 7. Решение многочисленных законодательных и правоприменительных проблем. Основное внимание необходимо уделить повышению платёжной дисциплины – основе рыночной экономики. Для этого требуется пересмотр законодательства о банкротстве, дополненный нормативными документами Банка России. Важной потребностью является формирование объективной судебной практики: на сегодняшний день именно кредиторы являются наиболее слабой стороной в плане защиты их прав в процессе судебных разбирательств. Залог, как показал опыт кризиса, является наиболее уязвимым способом обеспечения кредитных обязательств. К примеру, именно из-за отсутствия государственного учёта залога транспортных средств тормозится развитие автокредитования в России. Необходимо скорейшее внедрение данного вида учёта, формирование общероссийской базы заложенных транспортных средств. Важным и необходимым шагом является создание системы электронных торгов заложенным имуществом, которая сделает рынок более прозрачным и информативным. Давно назрело решение об освобождении средств от продажи заложенного имущества от обложения НДС или, по крайней мере, введении особого порядка их обложения. Необходимо принятие законодательного решения о допустимости определения договорной подсудности по спорам кредитных организаций с клиентами – физическими лицами. Принятие после доработки законопроекта о банкротстве физических лиц непременно должно сопровождаться указаниями Банка России о порядке резервирования по кредитам заёмщиков – физических лиц, находящимся в стадии банкротства. Кредитные организации в значительной мере страдают от несовершенства судебных процедур. Большинство дел о взыскании задолженности или изъятии залогов рассматриваются неоправданно долго. Судьи часто встают на сторону заёмщиков по причинам, противоречащим не только закону, но и здравому смыслу. Даже в случае законного исхода дела исполнение решения суда затягивается, провоцируя увеличение потерь. Поэтому давно назревшей необходимостью является проведение судебной реформы и оптимизации деятельности органов исполнительного производства. 8. Активизация ипотечного кредитования в России. Рынок ипотечного кредитования одним из первых показал признаки восстановления после обвального кризисного падения. В настоящее время банки, заёмщики и регуляторы пришли к выводу, что текущий уровень процентных ставок по ипотечным кредитам является вполне приемлемым. Однако важнейшая проблема заключается в недоступности цен на жилую недвижимость для широких слоёв граждан. Остаётся сложным вопрос с рефинансированием ипотечных кредитов. Очевидно, что, приняв американскую модель ипотеки, необходимо создать эффективный механизм секьюритизации данного вида кредитных обязательств. Пока же рынок секьюритизации активов в России развит крайне слабо, что, в условиях дефицита долгосрочных ресурсов в экономике, затрудняет развитие ипотеки. Спрос на ипотечные кредиты сократился в том числе и потому, что ряд банков в начале кризисных явлений продемонстрировали низкую социальную ответственность, обращая взыскания на заложенную недвижимость. Общественный резонанс был настолько большой, что государство, в лице Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, вынуждено было предпринять меры по нейтрализации социальных последствий подобной политики. Очевидной необходимостью для каждого банка, выдающего ипотечные кредиты, является внедрение у себя обязательного механизма реструктуризации ипотечного долга заёмщика при возникновении у него финансовых трудностей. Инициирование судебного взыскания должно производиться только в случаях, если невозможно применить те или иные способы реструктуризации долга ипотечного заёмщика или если заёмщик отказался от такой реструктуризации. Заслуживает всемерной поддержки инициатива по формированию маневренного фонда жилья в результате реализации проекта АРИЖК по передаче муниципальным образованиям жилых помещений по реструктурированным ипотечным кредитам. 9. Совершенствование институциональной инфраструктуры кредитного рынка. В течение длительного периода времени коллекторский рынок России функционирует без специального законодательного регулирования, что приводит к частому возникновению спорных ситуаций, а также к введению в заблуждение потребителей в результате необоснованных заявлений, например, о недопустимости уступки прав (требований) по договорам кредитования. Требуется срочное принятие закона о регулировании деятельности по взысканию задолженности, который, в том числе, будет предусматривать порядок взаимодействия коллекторов и должников. На сегодняшний день в России действует эффективная сеть бюро кредитных историй, однако они в основном работают с информацией о физических лицах. Целесообразно также начать формирование базы данных по кредитным историям юридических лиц. Участники Форума положительно оценивают основные положения Федерального закона №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который введёт законодательное регулирование данного рынка финансовых услуг. На протяжении многих лет поднимались вопросы о повышении финансовой грамотности граждан России и о создании механизма специальной защиты прав граждан – клиентов кредитных организаций. Таким механизмом участники Форума признают формируемый Ассоциацией российских банков институт Общественного примирителя финансовой системы (Финансового омбудсмена). Если до кризиса банковское сообщество без энтузиазма относилось к этим идеям, то сегодня банковское сообщество осознаёт необходимость повышения и поддержания репутации кредитных организаций с помощью механизмов гражданского общества. |