Главная Аналитика Обзор рынка платежных карт Тюменской области за I полугодие 2015 года

Члены Ассоциации

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Участники ассоциации

Партнёры

Баннер
Баннер
Обзор рынка платежных карт Тюменской области за I полугодие 2015 года PDF Печать E-mail
Обзор рынка платежных карт Тюменской области 
за I полугодие 2015 года
      
      Наиболее динамично развивающимся инструментом на рынке розничных платежных услуг являются платежные карты – электронное средство платежа.
      По состоянию на 1 июля 2015 года на территории Тюменской области (с учетом Ханты-Мансийского – Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов) эмиссию банковских карт российских и международных платежных систем осуществляли 7 региональных кредитных организаций и 60 кредитных организаций, зарегистрированных за пределами региона. 
      Количество платежных карт, выданных на территории региона, выросло за год на 2% и составило 6954 тыс. штук, из них 819 тыс. – кредитные карты. На каждого жителя региона приходится почти по две платежные карты. В течение второго квартала 2015 года активными (т.е. посредством которых была осуществлена как минимум одна операция) являлись 67% или 4661 тыс. карт. 
      В отчетном периоде на территории Тюменской области имели хождение карты 15 платежных систем. По количеству выпущенных в обращение карт доля международных платежных систем составляет более 99%. 
      С применением платежных карт в I полугодии 2015 года в регионе совершено более 202 млн операций на сумму свыше 598 млрд рублей. Прирост количества и объема операций относительно аналогичного периода прошлого года составил 27% и 2% соответственно. 
      С использованием кредитных карт было осуществлено более 32 млн операций на сумму почти 44 млрд рублей (количество операций возросло за год более чем в 2 раза, объем – на 43%). В основном с применением кредитных карт оплачивались товары и услуги (93% от количества сделок и 70% от их объема). В то же время с использованием кредитных карт более 12 млрд рублей получено наличными деньгами несмотря на то, что такие операции обычно удорожают стоимость кредита за счет взимания дополнительной комиссии в размере не менее 3%.
      Постоянное расширение кредитными организациями спектра платежных услуг, развитие возможностей дистанционных сервисов, таких как «Мобильный банкинг» и «Интернет банк», приводит к тому, что количество операций с использованием платежных карт по безналичной оплате товаров (работ, услуг) на протяжении последних лет стабильно превышает количество операций по получению наличных денег. В общем количестве операций с применением платежных карт, совершенных за отчетный период, удельный вес операций по оплате товаров (работ, услуг) составил 75%, по получению наличных денег – 25%. Поскольку основное количество платежных карт, эмитированных на территории региона, составляют карты, выпущенные в рамках «зарплатных проектов», в общем объеме операций основную долю составляют операции по получению наличных денег – 77%. 
      Важным условием развития рынка розничных платежных услуг является расширение инфраструктуры по приему платежных карт. Количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли (услуг), выросло за год почти на 9 тыс. единиц, превысив 60 тыс. единиц. В то же время сократилось количество банкоматов, предназначенных для выдачи наличных, на 420 штук до 5 тыс. штук. Уровень обеспеченности региона инфраструктурой по приему платежных карт (банкоматы, платежные терминалы, электронные терминалы и импринтеры) снизился на 3 тыс. единиц до 20 тыс. устройств на миллион жителей. 
      Снижение этого показателя объясняется прекращением деятельности нескольких кредитных организаций, их филиалов и внутренних структурных подразделений в связи с отзывом лицензий на осуществление банковских операций.
      Количество и объем операций с использованием платежных карт продолжают расти. Выбор потребителей в пользу наличных или безналичных средств платежа зависит от качества предоставляемых платежных услуг с точки зрения их удобства, эффективности, надежности. Кредитные организации региона повышают привлекательность своих продуктов, расширяя спектр предоставляемых услуг, переходя на новые платежные технологии. Стабильно растет удельный вес операций по оплате товаров (работ) и услуг, осуществленных с использованием платежных карт, в общем объеме платных услуг населению, обороте розничной торговли и общественного питания, что ведет к сокращению доли наличного розничного оборота (за год – 4%).
      К основным факторам, сдерживающим более широкое применение платежных карт, можно отнести риск мошенничества при недостаточном внимании к средствам защиты информации, несоблюдение правил безопасного использования электронных средств платежа вследствие недостаточной финансовой грамотности населения.

Материал подготовлен в Отделении по Тюменской области Уральского ГУ Банка России