Главная Аналитика Обзор рынка банковских карт Тюменской области за 2012 год

Члены Ассоциации

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Участники ассоциации

Партнёры

Баннер
Баннер
Обзор рынка банковских карт Тюменской области за 2012 год PDF Печать E-mail
На протяжении последних лет наиболее динамично развивающимся платежным инструментом, предназначенным для осуществления безналичных расчетов, остаются банковские карты.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Тюменской области (с учетом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) эмиссию банковских карт российских и международных платежных систем осуществляли 13 региональных банков и 59 филиалов банков других регионов.

Количество эмитированных в регионе банковских карт увеличилось за год на 15% и составило 5956 тыс. штук. В среднем на каждого жителя приходится более одной банковской карты. В четвертом квартале 2012 года «активными» (т.е. посредством которых была осуществлена как минимум одна операция) являлись 63% карт, т.к. не все карты, имеющиеся у держателей, используются постоянно. Это действующие, но временно не используемые карты, например, выданные как дополнительные к основной карте, «резервные» зарплатные, кредитные и другие. Такое соотношение наблюдается в течение нескольких лет.

На начало текущего года на территории региона имели хождение карты 14 платежных систем. По количеству выпущенных в обращение карт лидерство традиционно принадлежит международным платежным системам VISA International – 60% и Master Card Int. – 39%. 11% карт этих платежных систем могут приниматься в устройствах, принадлежащих кредитным организациям, входящим в группу Объединенная расчетная система (ОРС). Продолжается вытеснение с регионального рынка карт российских платежных систем, их доля сократилась до 0,6 %. Карты системы «Универсальная электронная карта» (УЭК) присутствуют в регионе только в виде эксперимента – 60 единиц.

В 2012 году с применением платежных карт было совершено более 207 млн. сделок на сумму более 956 млрд. рублей. Прирост количества и суммы операций за отчетный год составил 27% и 24% соответственно.

Расширение кредитными организациями спектра платежных услуг через банкоматы, возможностей дистанционных сервисов, таких как «Мобильный банкинг», привело к увеличению доли платежей за товары (работы, услуги) до 51% (106 млн. сделок) в общем количестве операций, осуществленных с помощью карт. Удельный вес суммы таких операций вырос до 14% (129,4 млрд. рублей). Средняя сумма одной безналичной операции в торгово-сервисной сети составила 1220 рублей, в то время как наличных денег за один раз выдается в среднем 8130 рублей.

Основное количество банковских карт, эмитированных на территории региона, выпущены в рамках «зарплатных проектов». В связи с этим, а также в силу других факторов – недостаточная развитость инфраструктуры, боязнь мошенничества, отсутствие навыков использования, привычка пользования наличными и иных причин – основной объем операций, по-прежнему, приходится на получение наличных денежных средств. В 2012 году доля таких операций в общей массе составила 49% или 101,7 млн. по количеству и 87% или 827,2 млрд. рублей по объему.

Рост количества и объема безналичных платежей происходил не только за счет увеличения количества эмитированных банковских карт, во многом он был обусловлен динамичным развитием инфраструктуры и новациями в сфере платежных технологий, связанными с расширением спектра банковских услуг, предоставляемых с их использованием. Количество банкоматов, предназначенных для выдачи наличных, увеличилось на 7% до 4925 единиц, количество электронных терминалов, предназначенных для оплаты товаров и услуг - на 29% до 34920 единиц.

В прошедшем году отмечен активный рост сегмента кредитных банковских карт. Их количество возросло за год на 74% и превысило 427 тысяч штук. При помощи кредитных карт было совершено 9,5 млн. операций на сумму более 30 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше по количеству и в 2 раза – по сумме, чем за 2011 год. 43% объема этих операций (почти 13 млрд. рублей) пришлось на безналичные сделки, остальные операции совершались с целью получения наличных денег, несмотря на то, что обычно такие операции удорожают стоимость кредита, так как в этом случае банками взимается дополнительная комиссия в размере не менее 3%.

Выбор потребителей в пользу наличных или безналичных средств платежа зависит от качества предоставляемых платежных услуг с точки зрения их удобства, эффективности, надежности. Поэтому кредитные организации региона повышают привлекательность своих продуктов, расширяя спектр предоставляемых услуг, переходя на новые технологии проведения расчетов.


Материал подготовлен в Главном управлении Банка России по Тюменской области.