Спецпроект «Финансы». Круглый стол |
29.11.2016 11:30 |
Банки «второго» сорта?
Предыстория На наш взгляд, основной целью пропорционального регулирования должно стать снижение регулятивной нагрузки на малые банки. Оно позволит сместить акценты на системно значимые финансовые институты, то есть те организации, которые принимают на себя совершено иные риски. Составление огромного перечня отчетных форм, постоянные изменения нормативной базы с необходимостью доработок, адаптации выстроенных в банке процессов (в т.ч. автоматизированных), появление все новых и новых публичных обязанностей, которые государство перекладывает на банки, как наиболее контролируемый сектор – вот что формирует основную нагрузку на кредитные организации любого уровня и масштаба. Василий Федотов, генеральный директор ООО ЗМЗ МПО «ТОИР»: - Наша группа компаний ТОИР росла, в том числе, благодаря тюменскому банку. Мы пришли туда совсем маленьким предприятием, а сегодня уже твердо стоим на ногах. Это произошло потому, что нас реально понимали и поддерживали, предлагали кредиты на приемлемых условиях. Но если мы завтра станем крупной компанией и элементарно не сможем обслуживаться в региональном банке, придется идти, к примеру, в государственный банк. Опыт общения с ними у нас есть, скорость принятия решений там совсем другая, они слишком долго «изучают» клиента. В прошлый раз на нас «смотрели» полгода, за это время два моих предприятия дошли до банкротства. Эффективность деятельности банка, соблюдение всех законов и нормативных актов – именно это должно лежать в основе принципа жить банку или нет, так же, как и в любом другом бизнесе. Юрий Баранчук, генеральный директор ЗАО «Блок-Комплект»: - Я в свое время был клиентом крупного федерального банка, но потом оттуда я был вынужден уйти. Сегодня обслуживаюсь в небольшой, по российским меркам, региональной кредитной организации. Вы знаете, нигде нет такого подхода, как в тюменском банке. Здесь знают специфику и с большим пониманием относятся к местному бизнесу. Ко мне сейчас регулярно приходят менеджеры из крупных финансовых институтов, предлагают различные кредитные продукты, и при этом открыто говорят, что скоро региональным банкам будет запрет, альтернативы нет, приходите к нам. Честно говоря, меня это очень сильно напрягает. Региональные банки должны существовать и иметь возможность расти, без ограничения работать с различными субъектами хозяйственной деятельности – и малым, и крупным бизнесом… Если мне удобно, почему государство мне запрещает сотрудничать с этим банком, почему я должен идти в другой? Это уже нарушение моих прав, как потребителя. Наш регион уникальный в том плане, что у нас хозяйствующих субъектов предприятий малого и среднего бизнеса более 75 процентов. Чтобы работать с ними, необходима гибкость, а федеральные банки могут действовать только по определенному шаблону, они не в силах предложить какой-то уникальный банковский продукт для этих компаний. В том числе и по сельскому хозяйству. Поэтому, конечно, нужно привлекать к этой проблеме всё бизнес-сообщество. Ведь без региональных банков развивать бизнес любого масштаба невозможно, хотя о развитии предпринимательства сегодня прямо говорит президент. И это правильно, потому что чем больше в России предприятий реального бизнеса, тем меньше мы будем подвержены каким-то передрягам. Почему-то государство, заботясь о малом и среднем бизнесе, забывает, что малые и средние банки - это те же субъекты МСП, так какая существует необходимость менять правила? Елена Низамова, генеральный директор ООО «Энко-Групп»: - Строительная отрасль не менее важна для экономики страны, чем банковская. За 5 лет наша компания из малого бизнеса перешла в достаточно крупный, и ни один региональный банк, безусловно, не может обслуживать наши миллиардные кредиты. Но при этом в любой кризисный период федеральные банки дают запреты на стройку, а региональные находят возможность выдавать нам деньги на пополнение оборотных средств. Высокая скорость принятия решений, быстрая оценка залогов бизнеса и доверие собственнику компании – очень ценные преимущества малых банков. Если после принятия Концепции нам запретят обслуживаться в региональных банках, мы, безусловно, будем искать и найдем способы привлекать кредиты от местных кредитных организаций. Но надо понимать, что в этом случае мы будем нести риски, дополнительные расходы и т.д. Поэтому предполагаемая специализация малых банков только лишь на кредитовании малого и среднего предпринимательства и физических лиц не приемлема. Мы работаем со многими предпринимателями, которые, покупая у нас коммерческую недвижимость, обращаются в банк. Буду откровенна, мы порой буквально сидим и помогаем им подготовить финансово-хозяйственную отчетность, балансы, чтобы не возникло проблем с получением кредита. Естественно, с федеральными банками это нереально, до уровня зрелой отчетности всем этим ИП или небольшим ООО крайне далеко. В этом случае на выручку всегда приходят местные банкиры, которые являются качественной альтернативой федералам. Андрей Бахматюк, руководитель дополнительного офиса «Тюменский» АО КБ «Приобье»: - К сожалению, данная проблема знакома очень узкому кругу лиц – в основном банкам в регионах. Предприниматели пока не осознают, что им грозит. Если завтра федеральные банки откажут в кредитовании предприятию, с которым мы, как тюменский банк, сегодня работаем, то обращаться ему больше будет некуда. В результате многие просто закроются. Нужно обязательно донести это до органов власти, потому что нормальное функционирование малых банков – это доходы регионального бюджета. Есть рамки, за которые большие банки выйти просто не могут, даже местные филиалы, потому что они очень сильно зарегулированы. Местные банки способны быстро принять решение с целью оперативной помощи предприятиям, но об этом опять же знают немногие. Уверен, что проблемой должно проникнуться бизнес-сообщество, чтобы «поднять волну» и сподвигнуть регулятора не делать ненужных шагов. Резолюция По итогам круглого стола было решено направить предложение в Ассоциацию российских банков и Ассоциацию региональных банков о следующем: пропорциональное регулирование не должно нести ограничения банкам по видам операций и влиять на их конкурентоспособность независимо от масштабов деятельности. Основной целью регулирования должно стать снижение регулятивной нагрузки на небольшие банки. Поскольку предполагаемые ограничения негативно скажутся на способности бизнеса, в первую очередь крупного, формировать ресурсную базу в конкурентных условиях, необходимо привлечь к данной тематике объединения бизнес-сообществ России. Также участники мероприятия выступили за обеспечение плавного перехода к новым подходам в регулировании. Этот срок должен исчисляться двумя-тремя годами с момента вступления закона в силу (предполагаемая дата его «активации» - 1 января 2018 года). Мнение: Михаил Дралин, Председатель Правления ПАО Банк «Кузнецкий», г. Пенза Наш банк, относящийся к числу малых, кредитует в том числе и крупные предприятия региона, муниципальные образования, муниципальные и государственные (собственность субъекта федерации) предприятия. Поэтому считаем, что нецелесообразно применять ограничения по отношению к любым категориям банков, так как это ограничивает конкуренцию и снижает доступность банковских услуг как для бизнеса, так и для населения. Целесообразно, на наш взгляд, при достижении банком определенных показателей по размеру активов, размеру капитала, уровню кредитного риска и т.д. дополнительно применять нормы регулятивного порядка (дополнительные обязательные нормативы, дополнительная отчетность и т.д.) |
Обновлено 29.11.2016 13:10 |